ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 66RS0028-01-2025-000023-47 |
Дата поступления | 10.01.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Русакова Ирина Владимировна |
Дата рассмотрения | 17.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | Ирбитский районный суд |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 10.01.2025 | 14:52 | 10.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 10.01.2025 | 15:34 | 10.01.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 15.01.2025 | 10:46 | Административное исковое заявление принято к производству | 21.01.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 15.01.2025 | 10:47 | 21.01.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 17.01.2025 | 08:00 | 309 | 21.01.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 20.01.2025 | 10:47 | 21.01.2025 | ||||||
Судебное заседание | 10.02.2025 | 09:00 | 309 | Объявлен перерыв | 21.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 12.02.2025 | 11:00 | 309 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 10.02.2025 | |||
Судебное заседание | 17.02.2025 | 09:00 | 309 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 12.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 03.03.2025 | 11:33 | 14.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 18.03.2025 | 09:42 | 18.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация ГО город Ирбит | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Денисова Марина Валерьевна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Денисова Татьяна Анатольевна | ||||||||
ПРОКУРОР | Ирбитский межрайонный прокурор |
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2025.
66RS0028-01-2025-000023-47
Дело № 2а-335/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.02.2025 г.Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Русаковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Селезневой Т.А.,
с участием прокурора Швейцарова В.А.,
административного истца Денисовой М.В.,
представителя административного ответчика Юрьевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Денисовой Марины Валерьевны к Администрации Городского округа «город Ирбит» Свердловской области о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Денисова М.В. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа город Ирбит Свердловской области о признании незаконным постановления № 2077-ПА от 17.10.2024 о снятии ее с учета граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование, что причиной снятия с учета послужило то, что она является членом семьи собственника помещения, расположенного по адресу <адрес>, вместе с тем данная неблагоустроенная квартира принадлежит Денисовой Т.А., которая приобрела ее для внука, регистрация предоставлена временно, с ней не проживает более 25 лет, общее хозяйство не ведется. На дату постановки на учет и на дату снятия с учёта не являлась и не является членом семьи Денисовой Т.А.
В судебном заседании административный истец Денисова М.В. на доводах, изложенных в административном исковом заявлении (с уточнением – л.д. 118) настаивала в полном объеме, дополнительно указала, что в 2000 году она встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий совместно с несовершеннолетними дочерями, как одинокая мать, проживала у бабушки по адресу <адрес>, после смерти которой наследники попросили ее прекратить регистрацию по месту жительства, она обратилась к матери, которая в 2009 году зарегистрировала ее по адресу <адрес> при условий последующего снятия с учета по требованию. Ей регистрация была необходима для трудоустройства. О смене регистрации администрация была уведомлена в 2009 году. По ее заявлению в 2015 году она встала в общую очередь на получение жилья. Мать Денисову Т.А. не относит к члену своей семьи, общий бюджет с ней не имеет, общее хозяйство не ведет, отношения не поддерживает, проживают раздельно.
В судебном заседании представитель административного ответчика Юрьева С.А. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать, дополнительно указав, что в 2000 году семья Денисовой в составе трех человек встала на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, за 25 лет 3-5 раз была на перерегистрации. Основанием для снятия Денисовой М.В. с учета послужило наличие регистрации в квартире площадью 17,8 кв.м., без обременений, норма учета составляет 15 кв.м. Регистрация подразумевает право проживания в квартире. При отчуждении собственником спорной квартиры право проживания за истцом будет сохранено, договоренности с матерью о последующем снятии с учёта значения не имеют. В данном случае не оформлена регистрация по месту пребывания, временная регистрация – до трех месяцев, не заключен с собственником договор найма, требование о выселении дочери не предъявлены.
Заинтересованное лицо Денисова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд отзыв на иск, указав, что является матерью Денисовой М.В., в собственности имеет квартиру по адресу <адрес>, которую приобрела 21.12.2005 для семьи сына, которую не успела оформить на него в связи со смертью. Она в квартире не проживала, никогда не вселялась, с Денисовой М.В. одной семьей не проживает, совместное хозяйство не ведет, членом семьи не считает более 27 лет. Проживает по адресу <адрес>, где имеет регистрацию. Вселение истца носит вынужденный и временный характер, поскольку она не способна самостоятельно обеспечить себя жильем. Планирует подарить квартиру внуку, отчуждать помещение в пользу истца не намерена (л.д. 107-110).
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, устанавливающим правила регулирования жилищных отношений, закрепляет общие критерии нуждаемости граждан в жилье.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно части 2 статьи 51 поименованного кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 названного кодекса одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Денисовой М.В. в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 3-х месячный срок было подано настоящее административное исковое заявление.
Как установлено судом и следует из материалов дела Денисовой М.В. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с установлением состава семьи 3 человека: Денисова М.В. и несовершеннолетние дочери 1. и 2., с регистрацией по месту жительства по адресу <адрес> у бабушки (л.д. 14-15, 46, 76-77).
С 15.09.2009 Денисова М.В. зарегистрирована в жилом помещении по адресу <адрес> совместно с дочерями (л.д. 49), с 18.12.2020 стала иметь регистрацию одна, о чем в администрацию были предоставлены справки, в том числе от 07.02.2023 (л.д.51).
На основании приказов Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 6 от 06.03.2013 № 478 и 477 1 и 2. приняты на учет для целей предоставления жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (л.д. 73-74).
На основании заявления Денисовой М.В. о переводе ее в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях (утрата статуса одинокой матери), Денисова М.В. переведена в общий список граждан, о чем принято постановление администрации Муниципального образования г. Ирбит от 14.08.2015 № 1287, дату постановки в общем списке граждан постановлено считать 16.08.2000 (л.д. 55, 56).
На основании постановления администрации городского округа город Ирбит Свердловской области от 17.10.2024 № 2077-ПА «О снятии Денисовой М.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», в связи с утратой основании, дающих право на получение жилого помещения, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более 15 кв.м. (по 17, 8 кв.м.), является членом семьи собственника жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 17,8 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Денисова М.В., состоящая в общем списке граждан, снята с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 10).
Согласно ст. 13 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области «Органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда проводят проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета. Органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, вправе периодически проводить проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета. Периодичность проведения проверок, указанных в части первой настоящего пункта, устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами. В ходе проверок, указанных в пункте 1 и части первой пункта 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, производят расчет обеспеченности граждан, состоящих на учете, общей жилой площадью, а также расчеты, необходимые для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В ходе проведения проверок наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих с ним членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с учета, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, запрашивают у граждан и (или) по межведомственным запросам необходимые для проведения проверок документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет.
В настоящее время на территории г. Ирбита установлена учетная норма в размере 15 кв. м общей площади на одного человека (Решение Ирбитской городской Думы от 01.12.2005 N 112 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма на территории муниципального образования город Ирбит").
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации о правах и обязанностях граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.06.2022 N 1655-О подчеркнул, что часть 1 статьи 31 ЖК РФ, не предполагающая произвольного отнесения граждан к членам семьи собственника жилого помещения, допускает возможность признания членами семьи собственника только совместно проживающих с ним граждан.
По смыслу приведенных законоположений в их взаимосвязи, с учетом изложенных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.
Абзацем 2 пункта 13 названного Постановления Пленума разъяснено, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Денисова Т.А. является матерью Денисовой М.В. (л.д. 37).
Жилое помещение по адресу <адрес> принадлежит заинтересованному лицу Денисовой Т.А. на основании договора купли – продажи от 21.12.2005 (л.д. 111), в данном помещении Денисова Т.А. не проживала, фактически проживает по адресу <адрес>, что следует из ее письменных пояснений, а также рапорта участкового уполномоченного МО МВД России "Ирбитский" от 03.02.2025, из которого следует, что Денисова Т.А. в данной квартире проживает с 1993 года (л.д.45). Согласно рапорта УУП МО МВД России "Ирбитский" от 01.02.2025 Денисова М.В. по адресу <адрес> проживает с 2019, зарегистрирована по данному адресу, квартира находится в собственности матери, которая проживает по адресу <адрес> (л.д. 44).
При таком положении сведений о совместном проживании истца с матерью, что Денисова Т.А. является членом семьи Денисовой М.В., а также что она вправе пользоваться жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на праве собственности заинтересованному лицу, материалы дела не содержат.
Иных жилых помещений в собственности, по договору социального найма либо на ином законном праве Денисова М.В. не имеет и не имела таковых на момент постановки ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения (л.д. 36, 39, 114), что в судебном заседании не опровергнуто.
Сам по себе факт наличия у матери истца жилого дома по адресу: <адрес> не свидетельствует о том, что истец разрешила свою жилищную проблему и утратила основания для получения жилого помещения по избранному месту жительства. Изначально на учет Денисова М.В. вставала в составе трех человек (она и несовершеннолетние дети), мать в качестве члена семьи Денисовой М.В. не была указана и по состоянию на 2000 год.
Доводы представителя административного ответчика о том, что площадь квартиры, в которой проживает Денисова М.В. превышает учетную норму (15 кв.м.), при отчуждении собственником спорной квартиры право проживания за истцом будет сохранено, также то обстоятельство, что Денисова М.В. не оформила временную регистрацию, договор найма, отсутствие исковых требований о выселении дочери не могут служить основанием для признания оспариваемого постановления законным, в контексте жилищного законодательства, в частности части 4 статьи 69 ЖК РФ, для признания лиц членами одной семьи в совокупности признаков должны присутствовать такие условия, как совместное проживание и ведение общего хозяйства (ст. 69 часть 1 ЖК, пп. "а" п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"). Суд принимает также во внимание, что обладая полномочиями по направлению запросов для подтверждения возможности состояния на учете (ст. 13 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ), лишь спустя 4 года после того, как, по мнению органа местного самоуправления, возникли обстоятельства, послужившие основанием для снятия Денисовой Д.А. с учета, а именно одинокая регистрация в квартире площадью более 15 кв.м., принадлежащей матери истца, было принято оспариваемое постановление. Более того, необходимо учитывать, что решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем отмечено в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл. Следовательно, в данном деле уполномоченный орган должен был представить доказательства, свидетельствующие о том, что Денисова М.В. утратила право на получение жилого помещения, либо обеспечена жилым помещением в установленном законом порядке. Однако такие сведения в оспариваемом постановлении не приведены и в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах, администрация фактически лишила административного истца права на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда. В ходе судебного разбирательства не установлено оснований для снятия Денисовой М.В. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленных пунктом 6 частью 1 статьи 56 ЖК РФ, в силу чего оспариваемое постановление не может быть признано законным, в связи с чем суд приходит к выводу о признании постановления администрации городского округа город Ирбит Свердловской области от 17.10.2024 № 2077-ПА «О снятии Денисовой М.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом при реализации его полномочий.
Избирая способ восстановления нарушенных прав административного истца суд первой инстанции полагает возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения, поскольку признание судом незаконным оспариваемого постановления о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Денисовой М.В. влечет лишение такого постановления юридической силы и нивелирует его правовые последствия в виде снятия лица с названного учета. Исходя из изложенного не требуется отдельного возложения судом на административного ответчика обязанности восстановить лицо на соответствующем учете.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Денисовой Марины Валерьевны удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского округа город Ирбит Свердловской области от 17.10.2024 № 2077-ПА «О снятии Денисовой М.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Возложить на административного ответчика обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав административного истца, о чем сообщить административному истцу и в Ирбитский районный суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
Председательствующий /подпись/
